Григорий Пернавский (sirjones) wrote,
Григорий Пернавский
sirjones

Карен Шахназаров о "Белом "Тигре" для Варгейминга.





Вот расшифровка, адаптированная для публикации и вопросы, на которые отвечал Карен Георгиевич и которые подготовил я. Но лучше смотрите запись, там интереснее и многословнее.


1. Карен Георгиевич, Вы раньше никогда не обращались к военному кинематографу. Что заставило Вас это сделать? Это было спонтанное решение, или реализация долгосрочных планов? Это спонтанное решение. Я прочитал аннотацию в «Литературной газете» на книгу Ильи Бояшова «Танкист». Прежде всего меня заинтересовала история, мне понравился главный сюжетный ход. Потому что, на мой взгляд, она очень нетрадиционна для военной темы. В сущности, это фантастика, погруженная в реальность войны. Многое мы со сценаристом Александром Бородянским изменили, добавили. Буквального следования содержанию книги в нашем фильме нет. В общем, можно сказать, что это уже самостоятельное художественное произведение по мотивам книги.
Но и, безусловно, обращение к военной теме – это дань уважения отцу-фронтовику.

2. Если говорить о военном кино, то какие фильмы в этом жанре для Вас наиболее важны?
Много хороших фильмов было сделано в СССР: «Летят журавли» Михаила Калатозова, «Баллада о солдате» Григория Чухрая, «Освобождение» Юрия Озерова, особенно первая часть и «Падение Берлина» – последняя часть. «Они сражались за Родину» Сергея Бондарчука, «На войне как на войне» Виктора Трегубовича. Их снимали люди, многие из которых бывшие фронтовики - режиссеры, операторы. Для них дыхание войны еще было близко, и они сумели перенесли это на экраны. Я считаю, это их выдающийся вклад в военную тему.
Есть очень хорошие российские картины – «В агусте 44-го» Михаила Пташука, «Звезда» (без ложной скромности, картина, которую я продюсировал) – но это заслуга и интересная работа режиссера Николая Лебедева.

3. Почему для своей работы Вы избрали именно книгу Бояшова?
В ней хорошо придумана история. Она кинематографична. И в ней присутствует мистический момент – то, что мне нравится в кино. Это, по сути, фантастический роман, погруженный в реальность войны. Это нетрадиционное сочетание мне понравилось. И еще меня привлек сюжет – в каком-то смысле это вариант «Моби Дика» - произведение, которое я очень люблю.

4. Книга, которая у любителей военной литературы имеет весьма негативную репутацию, изобилует всяческим «срыванием покровов», а так же всеми модными у современных российских кинематографистов аксессуарами, вроде «сук-особистов», «зверей-политруков» и, конечно же, смакует всякого рода насилие. По этой причине мы ожидали увидеть весь этот набор и в Вашем фильме, однако, были приятно удивлены, когда ничего из перечисленного не обнаружили. Как так могло получиться?

Да, в книге присутствуют такие моменты. Возможно, это некая дань моде последних десятилетий. Есть такой перекос сегодня – как комиссар, так негодяй, как особист – так сволочь. Я так не считаю. Комиссары жертвовали собой, вели людей в атаку, и их в первую очередь расстреливали немцы – об этом почему-то забывают. И на войне разные люди были – были и трусы, и карьеристы, но были и смелые, честные, достойные люди, настоящие герои.
Мне кажется, что заливать экран кровью экран и показывать расчленёнку - дело не хитрое, но это не те приемы, которые надо использовать в кино. Гораздо важнее и сложнее найти художественный образ, чтобы передать в фильме весь ужас и драматизм войны. Мы использовали мотивы романа и сделали свой фильм - так как мы его видели.

5. Что нового в профессиональном плане дала Вам работа над военным фильмом, и собираетесь ли вы возвращаться к этой тематике в дальнейшем?"

Конечно, это было большое испытание и большое приключение. Это мой 15-й фильм. Думаю, что это отдельная работа – снимать военные фильмы. С точки зрения профессии режиссера она многое дает. Когда начинаешь военную картину (а за плечами у тебя 14 картин), ты всё равно до конца не уверен, что справишься – другой масштаб! Особенно, что касается боев, тем более танковых боев. Это сложная задача. Надо было понять как работает танк, как едет, как стреляет, чтобы подать на экране наиболее эффектно. И негде было особенно подсмотреть. Поэтому приходилось постоянно пробовать и принимать новые решения, иногда прямо на съемках.
Надо сказать, я влюбился в танк Т-34, гениальная машина, эстетически совершенная! Не случайно танк Т-34 стал прообразом современного танкового дизайна. По оценкам экспертов – это лучший средний танк времен войны. Они заводились у нас на площадке, как «мерседесы», а ведь им по 70 лет! Конечно, в этом большая заслуга и руководителя нашей военно-технической базы, в прошлом командира полка Владимира Сафронова, а также механиков, водителей - задачи у них были сложные, но они просто чудеса творили! Я им очень благодарен за это.
Так что для режиссера картина о войне - это колоссальный опыт, но это очень тяжелый физический труд и огромное напряжение. Ты живешь и работаешь в условиях, приближенных к войне. Будут ли у меня силы заняться подобной работой еще – не знаю…

Интервью на сайте WOT
http://worldoftanks.ru/news/1052-film_karen_interview/
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 20 comments