Григорий Пернавский (sirjones) wrote,
Григорий Пернавский
sirjones

"Битва за Москву"

Последний фильм Юрия Озерова, имевший полноценный прокат. (прокатной версии "Сталинграда" не существует, фильм из-за конфликтных ситуаций с продюсерами и отечественными кинопрокатчиками так и не был окончательно смонтирован из многих часов наснятого материала и то, что демонстрировалось в кинотеатрах и вышло на DVD -- "неофициальное". Релиза никогда не было). Четырехсерийная (два фильма) эпопея охватывает период от штабных игр и последних предвовенных дней до декабря 1941 года. Схема фильма каноническая: "разведка доложила", "Лисков перебежал", "Брестская крапость была разбужена" и т. д. Эта картина Озерова почти лишена вымышленных простых героев. Напомню, что именно таковые вытягивали "Освобождение", поскольку их линия была прописана через весь сюжет и здорово компенсировала "говорящие головы" генералов и маршалов. В "Солдатах свободы" Озеров отказался от этого приема и тщательно продуманные герои были заменены на картонные штампы. Зато режиссер размахнулся и щедро показал вемьма сомнительные военные приключения тов. тов. Живкова, Чаушеску, Гусака, Герека и Кадара. Хонекера тоже, кажется, прикрутил. В результате "Солдаты Свободы" оказались зрелищем неискренним, пафосным до патоки и фальши, малопродуманным, занудным и смешным одновременно. Да еще и Леонида Ильича показали под конец. После проката в 70-е годы фильм долго ниде не показывали (учитывая события в Польше). Внезапно году в 1985 показали 5-ю серию, ту самую, с Брежневым. Затем фильм обнаружился уже на видеокассетах и все желающие смогли полюбоваться Константином Степанковым по колено в пожарной пене, изображавшей снег. Откровенно говоря, я все полотно так и не осилил, но заставлю себя когда-нибудь. Как бы то ни было, анусы тогдашним руководителям партий и правиительств вылизаны были глубоко и основательно.
А Озеров, поработав над документальными проектами об Олимпиаде-80, взялся за Битву за Москву.
К сожалению, в основе всего фильма - военно-исторический официоз тех лет. Зачем-то много времени трачено на Юго-Западный фронт, от контрударов мехкорпусов до ккружения и гибели Кирпоноса, при этом, события под Ленинградом и в Прибалтике игнорируются на 100 процентов. Западный фронт, то есть, московское направление представлен Брестской крепостьюи дальше фрагментами - Могилев, Смоленск, Ельня, а вот и Хацкилевича убило. Причем, бои за города выглядят примерно: три дома, наши забежали, вяло изобразили штыковой бой, немцы выбежали. Вообще, все массовки сняты просто ужасно, особенно в первой двухсерийке. На киноэкране это было особенно заметно. Ну и сцена в Брестской крепости, снятая на площадке с выставкой военной техники, убивала наповал. Вторая двухсерийка была сделана лучше, хотя все скользкие места тщательно обходили стороной. Так или иначе, но фильм оказался на троечку с плюсом, если за эталон взять "Освобождение". Танки, хотя бы те, которые показывали на первых планах, старались гримировать под БТ и КВ, но в целом все пробеги танковых стад сняты небрежно и однообразно. Про немцев умолчу - пичялька. В целом, фильм стоит иметь и смотреть, но воспринимать исключительно как живыя картины отдельных эпизодов. Цельного ощущения не возникает.
И да: такой роскошной пиротехники нет больше ни в одном военном фильме, что я видел.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 18 comments