Григорий Пернавский (sirjones) wrote,
Григорий Пернавский
sirjones

"Блокада"

http://rutracker.org/forum/viewtopic.php?t=3584997

Вернемся к четырехсерийной киноэпопее Михаила Ершова, которая выходила двухсерийками в 1974 и 1977 годах. Напомню, что это прежде всего экранизация толстенного романа Александра Чаковского, одного из главных позднесоветских литературных боссов, главного редактора популярнейшей "Литературной газеты", которой позволялось в те времена очень многое. Фильм начинается с выступления Сталина перед выпускниками военных академий 5 мая 1941 года. В принципе, эта сцена нужна только для того, чтобы ввести главного героя повествования - военинженера Звягинцева, да еще и придать фильму эпический размах. По большому счету, "сталинские" эпизоды как то - июньская депрессия или исповедь перед старым грузинским соратником по партии затягивают время и отвлекают зрителя от собственно Ленинграда. Гитлер, в исполнении С. Станкевича, не тянет на фюрера из "Освобождения", которого играл Фриц Диц. Выглядит он как исчадие ада, ведет себя соответственно. Гитлер нужен тоже для запуска главного немца - танкиста Даннвица, щеголяющего в итальянском танковом шлеме, которого исполняет Юозас Будрайтис. Линии главных героев вяло ползут навстречу друг другу, встречаются, в конце концов, когда Даннвиц попадает в плен благодаря военной хитрости. Женщина, которую любит Звягинцев - дочь партийного вождя с Кировского завода, в начале фильма является невестой Анатолия, сына известного ленинградского архитектора. В начале войны девушка и Анатолий оказываются в немецком тылу, попадают в плен к Даннвицу. Девушку насилуют, а Анатолия ломают психологически и отпускают восвояси. Позднее, не раз проявив себя истеричным подлецом, он видит пленного Даннвица, который, как раз, рассуждает перед Звягинцевым о том, что попадались ему русские, которые вставали на колени, и бежит самоубиваться на минное поле.
Собственно, этот сюжет и его побочные ветви - главная проблема фильма. Что было хорошо для романа, отожрало хронометраж и оставила за бортом многое, что можно было показать. Для сравнения: "Самый длинный день", снятый по книге Корнелиуса Райана, это целый калейдоскоп из судеб реальных людей, на основе воспоминаний которых книга и состоит. В "Освобождении" сценаристы придумали целый ряд героев, которых мастерски протащили через все серии и вписали в контекст. Кстати, отказ от подобной практики в "Солдатах Свободы" привел к разрыву Юрия Озерова и Оскара Курганова. В результате в фильме и более поздних работах Озерова остались заштампованные "фигуры", расходный материал. Что касается простых героев "Блокады", конечно, такие актеры как Соломин или Разин (Анатолий), я уж не говорю о Владиславе Стржельчике, Сергее Филиппове или Евгении Лебедеве, вытягивают действие на 100 процентов, но см. выше.
Интересно, что примерно в те же годы. когда в СССР печаталась "Блокада", власти задробили издание у нас великолепной и более чем комплиментарной книги Гаррисона Солсбери "900 дней". Причиной было упоминание каннибализма. С другой стороны, если где-то царит длительный голод, можно предположить, что без людоедства не обойдется. Но, не пропустили, увы. Книга была издана уже после перестройки, а про каннибализм смутные, но упоминания можно найти в "Блокадной книге" Гранина и Адамовича. Солсбери, кстати, позднее руководил адаптацией для американцев киноэпопеи "Великая Отечественная".

Первая двухсерийка сильно отличается от второй, прежде всего крайне низким качеством работы консультантов. Очень плохо и небрежно сделана униформа, даже советская, совершенной чудовищно смотрятся ИС-3 на Лужском рубеже. и т. д. Про историю с грубым Жуковым я уже рассказал. Откровенно не припомню его во второй двухсерийке, кстати. Некоторых исполнителей незначительных ролей во второй части не оказалось. Их заменили. Ко всему прочему, вторая часть очень выгодно отличается от первой почти полным отсутствием пафоса и совершенно картонных персонажей типа бравого морячка. Тем не менее, как говорилось ранее, главное достижение фильма Ершова - это изображение атмосферы блокадного города. Если убрать из картины многочисленные генеральские фуражки и невнятные боевые действия, он может служить прекрасной видеоиллюстрацией.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 10 comments